Пятница, 3 мая
Рига +17°
Таллинн +16°
Вильнюс +17°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

Заплатит ли Латвия лишних полмиллиарда за Rail Baltica?

© Dmitrijs Suļžics/F64

И министерство сообщения Латвии, и предприятие Eiropas dzelzceļa līnijas, ответственное за строительство латвийского участка Rail Baltica, молчат как рыбы о том, что происходит с самой крупной строительной закупкой в истории Латвии стоимостью 3,5 миллиарда евро, уже втянутой в судебные разбирательства.

Турецкое объединение предприятий, включающее в себя компании IC Içtaş Inşaat Sanayi Ve Ticaret A.Ş. и Doğuş İnşaat Ve Ticaret A.Ş. (далее Объединение поставщиков), подало в суд на Латвийскую Республику против отмены решения Бюро по надзору за закупками (БНЗ) и применения временного урегулирования для закупки SIA Eiropas dzelzceļa līnijas по строительству основной трассы Rail Baltica в Латвии.

По мнению Объединения поставщиков, принятое БНЗ решение исключить одного из двух кандидатов из столь масштабной и значимой для государства закупки в самом конце закупочной процедуры является противоправным, юридически не обоснованным и не соответствующим интересам Латвийского государства.

Во-первых, наиболее выгодное с хозяйственной точки зрения предложение выдвинуло Объединение поставщиков из Турции, и изначальная разница в сумме составляла почти миллиард евро. На данный момент, после переговоров, в ходе которых второй претендент совместное итальянско-французско-польское предприятие снизил предложенную им цену, разница все еще превышает полмиллиарда евро, или, если точно, составляет 536 415 263 евро 64 цента.

Во-вторых, непонятна процедура, по которой изначально претендентам, в том числе турецкому Объединению поставщиков, была предоставлена возможность получить информацию ограниченной доступности, чтобы можно было подготовить предложение, а впоследствии со ссылкой на рекомендацию Службы госбезопасности (СГБ) претендент был необоснованно исключен из закупочной процедуры.

База нормативных актов Латвии и Евросоюза четко определяет: в случаях, когда в какой-либо из стран-участниц создаются объекты критически важной инфраструктуры, заказчик может выбирать проводить обычную публичную закупку, закупку в сфере обороны и безопасности или не проводить закупку вообще, то есть заключить договор на выполнение строительных работ без нее.

Таким образом, если бы SIA Eiropas dzelzceļa līnijas уже изначально проводило закупку в сфере обороны и безопасности, просьба о заключении со стороны Службы госбезопасности была бы легитимной. На данный момент данная ею рекомендация с правовой точки зрения не может считаться даже обязательной для такой процедуры. Более того, турецкое Объединение поставщиков убеждено, что при такой процедуре официальное заключение СГБ у обоих претендентов было бы совершенно противоположным. А именно, по отношению ко второму объединению оно было бы отрицательным, так как есть доказательства, которые в настоящее время, возможно, вообще не оценены СГБ. В частности, входящая в победившее объединение E.R.B Rail Baltica JV итальянская компания Rizzani de Eccher S.P.A. спустя полтора года после вторжения России в Украину продолжает по-прежнему работать на территории РФ. А предприятие второго участника этого объединения, французской группы Eiffage Génie Civil SAS, ведет активную деятельность в Российской Федерации с принадлежащим ему предприятием ООО «КЛЕМСИ РУС» и, согласно доступной публично информации, двое из клиентов этого предприятия включены в санкционный список это «АвтоВАЗ» и «Ульяновский автомобильный завод». Профиль деятельности компании поставка и техобслуживание промышленного оборудования относится к критически важному сектору санкций, однако в 2022 году предприятие увеличило свою прибыль на рынке Российской Федерации на 254%.

Все эти аргументы, которые в своем заявлении в суд приводит турецкое Объединение поставщиков, звучат весьма убедительно, во всяком случае, ответы на них заслуживает услышать не только суд, но и вся общественность Латвии. Все же, для того чтобы заплатить лишних полмиллиарда, необходимо какое-никакое объяснение и обоснование, чтобы устранить подозрения в коррупции и разбазаривании средств.