Понедельник, 20 мая
Рига +16°
Таллинн +15°
Вильнюс +14°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

Иранские дроны и ракеты могут ударить по европейским кошелькам в середине года

© Каспарс Крафтс

Почему нынешняя напряженность на Ближнем Востоке неизбежно отразится на покупательной способности латвийцев, разбирался kontekst.lv.

Недавняя масштабная атака Ирана на Израиль чревата не только опасной эскалацией напряженности в ближневосточном регионе. По мнению экономистов Банка Латвии Клавса Зутиса и Эрланда Кронгорма, высказанном ими в «Обзоре макроэкономических прогнозов Банка Латвии» еще до иранской атаки, в последние месяцы напряженность в регионе Красного моря существенно обострилась.

Йеменские повстанцы-хуситы, активность которых связывают с поддержкой Ирана, все активнее атакую суда в районе Баб-эль-Мандебского пролива. Этот пролив ведет через Красное море к Суэцкому каналу - одной из важнейших торговых артерий современного мира.

Последние события в регионе становятся причиной головной боли не только у отдельных поставщиков, производителей или розничных торговцев, но и вызывают опасения у банков. В том числе у Европейского центрального банка.

Красное море для торговых судов уже с конца прошлого года стало зоной повышенного риска. Для судовладельцев выбор невелик - идти прежним путем, рискуя попасть в новостные заголовки об «очередном инциденте» в Красном море. Или выбирать более безопасный, но и более длинный маршрут - вокруг африканского континента. Невзирая на выбор - транспортные расходы увеличиваются. В первом случае - за счет повышенной страховки. Во втором - увеличиваются затраты на топливо и на зарплаты экипажу.

Сейчас ожидаемый рост цен на доставку товаров не столь драматичен, как это происходило во время пандемии коронавируса, когда закрывались производства, задержки длились по несколько месяцев, а некоторые услуги стали совсем недоступными. Домохозяйства же покупали все больше и это оказывало давление на цепочку поставки товаров.

В настоящее время существует безопасная альтернатива - маршрут в обход Мыса Доброй Надежды. Спрос, особенно в еврозоне, в прошлом году также оценивался как слабый, а это снижает давление на перевозчиков. Кроме того, уровень запасов компаний в Европе считается достаточным по сравнению с историческими уровнями, и у компаний какое-то время есть возможности продолжать работу без существенных сбоев даже в случае проблем с доставками.

Хотя стоимость доставки обычно составляет небольшую часть конечной стоимости импортируемых товаров, наблюдаемый в последнее время рост цен на контейнерные чартеры был достаточно значительным, чтобы говорить о возможном влиянии на инфляцию. Особенно учитывая, что напряженность в районе Красного моря не снижается и оказывает влияние примерно на 15% всего импорта еврозоны. Влияние текущей напряженности на инфляцию еврозоны экономисты Банка Латвии оценили как умеренное.

Однако, если напряженная ситуация в регионе сохранится, например, до середины 2024 года, ее воздействие на инфляцию может стать гораздо сильнее в силу двух основных причин. Во-первых, цены на фрахтование судов долгое время остаются на высоком уровне и долгосрочные транспортные контракты будут все более активно пересматриваться в сторону повышения. Рост затрат будет переноситься на цены на магазинных полках. Во-вторых, уровень запасов компаний со временем снижается и их необходимо будет пополнить товарами с уже более высокой стоимостью.

Пока же напряженность на Ближнем Востоке продолжает оставаться высокой, и трудно сказать, когда ситуация изменится. К тому же, после атаки Ирана на Израиль, возникла неопределенность и в возможных колебаниях цен на нефть на мировых рынках. Они могут вызвать волновой эффект по всему миру, поскольку страны в значительной степени зависят от сырья, которое используется для производства бензина и дизельного топлива. Именно цены на топливо и энергию были основным фактором роста стоимости жизни во всем мире в последние несколько лет.

Но и в отсутствии драматического роста цен на энергоресурсы, напряженность и проблемы с судоходством в Красном море продолжает оказываться влияние на инфляцию. Хотя инфляция в еврозоне продолжает снижаться, а финансовые рынки ждут летом первого снижения процентных ставок Европейским центральным банком, именно сбой в поставках товаров через Суэцкий канал может всему этому помешать.